Как снимали Кин-дза-дза
Рассказывают, что после выхода фильма «Кин-Дза-Дза» в квартире режиссера фильма Георгия Данелия раздался телефонный звонок. Его пригласил на встречу известный американский продюсер. Тема разговора была очень серьезная. Георгия Николаевича просили в Голливуде поставить ремейк фильма. Ему обещали, что проект будет очень дорогой, с использованием современных технических достижений. Но с одним условием: все актеры будут американские. От таких предложений не отказываются. Но Георгий Данелия отказался. Он не представлял, как можно сделать эту картину без Евгения Леонова, Юрия Яковлева, Станислава Любшина.
Председатель Госкино лично, скрипя сердце, подписал резолюцию: подготовку и съемки фильма - разрешить. Этот мир сначала нужно было придумать: Планета Плюк (номер 215 в тентуре) галактики Кин-дза-дза (Бета в спирали). Ее обитатели именуют себя чатланами и пацаками, летают на пепелацах (если в начличии луц и гравицаппа), различают друг друга с помощью цака, из материальных ценностей, да и духовных, больше всего почитают кэцэ.
Фильм должен был сниматься в пустыне Каракумы весной, однако произошла ошибка, и груз пепелацев, отправленный туда по железной дороге, потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы». Соответственно, железнодорожники, не зная, что такое пепелацы, не могли их отыскать. В результате директору «Мосфильма» пришлось подключать КГБ. Пепелацы были найдены лишь спустя полтора месяца во Владивостоке. Из-за этого происшествия фильм, вместо запланированных в пустыне съёмок весной, снимался там летом, в самый разгар летней жары.
Костюмерный цех Мосфильма прислал телеграмму, что из-за загруженности необходимые для фильма костюмы они не успевают изготовить к сроку. Потом начались более неприятные вещи: одну декорацию разнесло ураганом, в другую въехал пьяный водитель, ракета, которую нужно было запускать на съемках, разорвалась на маленькие кусочки. И каждый день приносил новые и новые потрясения. Актер Борислав Брондуков, для которого была специально написана роль, перенес инсульт и сниматься не мог. Валентин Гафт, по слухам, обиделся, что режиссер уделяет ему мало времени и покинул место съемок. Когда для одной ролей в самолете из Берлина летел славянист Норберт Кухинке, которого мы помним по роли профессора в «Осеннем марафоне», чиновники перестраховались и запретили снимать иностранца в Кин-Дза-Дзе. Эту роль руководителя планеты Альфа Абрадокса в результате сыграет сам Георгий Данелия. А озвучит ее Игорь Ясулович.
Оператор фильма Павел Лебешев тогда выдвинул теорию, что у них столько сложностей, потому что им мешают инопланетяне. Просто создатели фильма что-то угадали о той инопланетной жизни такое, чего землянам знать пока не положено. И через вредительство съемочной группе инопланетяне мешают проникновению на нашу планету нежелательных знаний.
Группа простаивала. Исполнители главных ролей нервничали. Нервничал и режиссер: как удержать дольше заявленных сроков ведущих актеров МХАТА, Ленкома и театра имени Вахтангова, которые исполняют у него три главные роли! И если Станислав Любшин дотошно пытался разобраться в материале, то Юрий Яковлев сразу признался, что в сценарии он ничего не понял. Но согласен был сыграть у Георгия Данелии любую роль. Юрий Васильевич защищал своих инопланетян.
Говорил, что у них есть и гордость, и благородство. Если бы они жили среди таких как мы, то не стали бы ловчить и обманывать!
И Георгий Данелия несмотря на все проблемы решил не сдаваться.
Фильм стали снимать, используя подручные средства. В Магазине «Рыболов спортсмен» закупили колокольчики для рыбной ловли.
Костюмер раздобыла несколько летных костюмов. Их распотрошили и оттуда в ход пошло почти все - тесемочки, подушечки, карабинчики и конечно пружинки.
В местном магазине закупили теплые майки и кальсоны фирмы Заря, немного их адаптировали - так получились одежды для инопланетян.
Георгий Данелия без стеснения обходил местные свалки, рылся там, забывая, что в этих местах полно скорпионов, и довольный возвращался на съемочную площадку с непонятным хламом, который тут же внедряли в инопланетную жизнь.
Новый пепелац вместо старого сделали сами из хвостовой части самолета Ту-104.
Поначалу картина должна была называться «Космическая пыль». Но сценарий перекраивался на ходу. И в один из моментов выпал эпизод, где Леонид Ярмольник должен был играть продавца космической пыли. Надо было искать другое название.
Как нашли новое название, рассказал сам режиссер: «У нас поначалу в пепелаце висел гамак. В нём раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: „Что у тебя в портфеле?“ Леонов за ним, как эхо, повторял: „Феле-феле-феле…“ — дальше отвечает: „Зелень“. — „Какая?“ — „Кинза“. И давай петь: „Кин-дза-дза-дза…“ Всю дорогу пел. „Не можешь заткнуться?“ Песня испепелилась. Название осталось…».Кстати Евгений Леонов был в какой-то степени талисманом Георгия Данелия. Он его старался снимать в каждой своей картине. И при этом режиссер из фильма в фильм находил момент, чтобы его Леонов обязательно спел его любимую песню «Мыла Марусенька белые ноги». И Кин-дза-дза! - не исключение. Это была единственная песня, которую, когда познакомился с Леоновым, и всегда вставлял её в фильм с его участием.
Пока снимали фильм, Брежнева не стало. Но тут же возник страх за «Ку» - главное слово на планете Плюк. Потому что из этих букв складывались инициалы пришедшего на смену Брежневу Константина Устиновича Черненко. Пока думали, чем заменить Ку - не стало Черненко. Но больше всего повредила фильму вскоре наступившая антиалкогольная кампания. Ну кто поверит, что Скрипач привез из Батуми в Москву уксус! Конечно же у него по первоначальному варианту сценария в бутылке никакой ни уксус, а чача.
Учитывая антиалкогольную кампанию, Данелию настоятельно просили отказаться от любых упоминаний про чачу. А ведь она играла очень важную роль в сюжете фильма. Прощаясь с инопланетянами, Прораб и Скрипач устраивали застолье, инопланетяне выпивали чачу, напивались, не могли остановиться и вдогонку выпивали из пеплаца тормозную жидкость. Именно поэтому без тормозной жидкости пепелац не смог затормозить на Земле, пролетел мимо и оказался на планете Альфа. Конечно, никаким уксусом объяснить такой сюжетный поворот было невозможно.
Кино получилось странным, непохожим ни на один другой фильм. Премьере Евгений Леонов вышел на сцену и как бы извинялся перед зрителями:
Мы конечно понимаем, длинная картина получилась. Надо было отрезать метров триста, но тогда знаете ли, Мосфильм не выполнил бы плана…. Вы уж потерпите! Она… Эта… Хорошая!
Говорят, что Данелия пытался сделать картину односерийной, но его предупредили, что сразу пять тысяч человек останутся без зарплаты за вторую серию. И он оставил как есть. И хорошо сделал!
Его смущало, что прежде он хотел снимать грустное кино, а выходило смешное. Решил снять смешное, а получилось грустное. Режиссер еще тогда не знал, что через почти три десятилетия ему придется снять анимационный фильм «КУ! Кин-дза-дза». А тогда он шутил, что четыре года провел на планете Плюк. С одной стороны, не жалеет об этих годах, а с другой, ни за что не согласился бы туда вернуться.
В отличие от нас, зрителей, которые тоскуют, когда на экранах слишком долго нет грустной комедии «Кин-дза-дза».
Фильм Георгия Данелия нам близок еще потому, что в он в какой-то степени предсказал многие процессы из ближайшего будущего. И пусть не малиновые штаны, но зато точно - малиновые пиджаки, (фрагмент)
и многие схемы новейших взаимоотношений, (фрагмент: Капстрана)
и даже какофонию звуков, которую можно выдать за высокое искусство. (игра на скрипке)
И можно сказать туда, ввысь: друзья, мы уже добрели до цветной дифференциации штанов. Так что можете прилетать. Мы готовы!
Цитаты из фильма:
"Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю… и Владимир Николаич тоже…"
"Вместо того чтоб всё время думать, что ты первый грузинский космонавт…"
"Как же это вы без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража? Это непорядок… Ку!"
"Люсенька, родная, зараза, сдались тебе эти… макароны".
"Нет, генацвали. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!"
"Прораб! Скрипач не нужен.."
" — Ну и зараза же ты, родной…
- Он хуже. Он просто кю! "
"-Ну вот у вас, на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько должен присесть?
- Ну, это на глаз…
- Дикари! "
"У тебя в голове мозги или кю?!"
"Уэф, ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю?!"
"Небо… небо не видело такого позорного пацака, как ты, Скрипач…"
"- Что они хотят?
- Ку они хотят…"
" — Это твое заднее слово?
- Заднее не бывает…"
Краткий чатлано-пацакский словарь
Кц — спичка
Цак — колокольчик для нос — ящик для узников
Эцилопп — представитель власти
Пепелац — межзвёздный корабль
Гравицаппа — деталь от мотора пепелаца
Кю — допустимое в обществе ругательство
Ку — все остальные слова